В 2024 году отделение театральных технологий завершило прием на образовательную программу:
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство (по видам)», по виду «Художественно-гримерное оформление спектакля», квалификация «Специалист по театрально-декорационному искусству»
Рекомендации по подготовке творческого портфолио
Примеры экзаменационных работ 2021 года
С 2021 года в Академии танца Бориса Эйфмана открылось Отделение театральных технологий, которое принимает на обучение театральным профессиям выпускников 9-х классов общеобразовательных школ.
О необходимости подготовки специалистов художественно-постановочных цехов Борис Эйфман говорил ещё на этапе формирования концепции Академии танца. В Петербурге более 100 театров, концертных залов, филармоний и цирков, несколько киностудий. Большинство из этих учреждений испытывает острую нехватку квалифицированных работников художественно-постановочной части - осветителей, костюмеров, гримеров.
Осенью 2019 года состоялось торжественное открытие Театра Академии танца Бориса Эйфмана. Современное оснащение сцены и вспомогательных пространств позволило использовать Театр как площадку для обучения специалистов театральных профессий: гримеров, костюмеров, осветителей. Сейчас мощность Академии позволяет одновременно обучать 100 студентов и ежегодно выпускать 25 специалистов среднего звена. Все педагоги отделения театральных технологий – действующие практики театра и кино, специалисты с многолетним опытом работы.
Практические занятия студентов проходят в специально созданных лабораториях театрального костюма, сценического света, постижа, грима и прически, а также кабинетов электротехники и живописи. Учебные помещения Академии оснащены самым современным оборудованием и не уступают профессиональным театральным школам Европы.
Поэтому студенты выходят из Академии специалистами, уже имеющими профессиональный опыт. Они принимают активное участие в подготовке и проведении спектаклей и концертов на сцене Театра Академии, где они знакомятся с современным сценическим оборудованием в реальных условиях творческо-производственного процесса. Кроме того, студенты посещают с экскурсиями сценические площадки Петербурга и имеют возможность проходить производственную практику в разных учреждениях культуры.
Прием на все программы Отделения театральных технологий проводится на базе основного общего образования (для выпускников 9-х классов общеобразовательной школы).
Форма обучения – очная.
Обучение бесплатное, платные места не предусмотрены. Успешным студентам выплачивается стипендия. Места в общежитии для студентов не предусмотрены.
Срок обучения – 3 года 10 месяцев (углубленная подготовка).
Отделение театральных технологий Академии танца ведет обучение по программам:
Обучение ведется в двух зданиях Академии, расположенных по адресу Большая Пушкарская ул., д. 14, лит. Б и Введенская ул., д. 3, стр. 1.
Академия располагает материально-технической базой, включающей в себя:
В первый год обучения преобладают общеобразовательные дисциплины, происходит введение в профессиональную сферу, знакомство студентов с театральной культурой. Последующие годы обучения почти полностью посвящены освоению профессиональных дисциплин и самостоятельной творческой работе, студенты проходят производственную практику в театрально-концертных и кино- и телевизионных организациях Санкт-Петербурга.
Выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании – по углубленной программе подготовки специалистов среднего звена с присвоением соответствующей квалификации. При желании, выпускники могут продолжить свое обучение в театральных, художественных или технических высших учебных заведениях.
Подробнее о каждой программе читайте в соответствующем разделе.
Образовательная программа: 55.02.01 «Театральная и аудиовизуальная техника» по виду «Светорежиссура».
Трудоустройство по специальностям: театральный осветитель, светооператор, ассистент художника по свету, руководитель службы художественного света.
Куратор курса: Даниил Николаевич Прокофьев, художник по свету.
Приходя на культурное мероприятие, мы редко обращаем отдельное внимание на сценический свет, хотя сегодня он является одним из главных компонентов художественного оформления любого спектакля, концерта или шоу. В современном театре возможности освещения поистине безграничны. С помощью динамического света, проекций, сценического дыма, тумана, ультрафиолета художник может представить на сцене любое время суток, образно выразить интонацию и настрой всего спектакля, показать состояние персонажей. Свет, в зависимости от его яркости, цвета и направленности, может совершенно по-разному демонстрировать зрителю декорации, сценографию, костюмы и грим артистов. Как будут реализованы в спектакле идеи режиссера и художника по свету, полностью зависит от осветителей - светорежиссеров. Это специалисты, гармонично сочетающие в себе глубокое знание техники и художественные навыки светового оформления постановок. Получить эту профессию сегодня можно в Академии танца Бориса Эйфмана, поступив на образовательную программу 55.02.01 «Театральная и аудиовизуальная техника» (по виду «Светорежиссура»).
Программа обучения будущих специалистов разрабатывалась при участии именитых художников по свету, представителей петербургской световой школы – Евгения Ганзбурга, Глеба Фильштинского и Гидала Шугаева. Ведущим преподавателем программы «Светорежиссура» является Даниил Николаевич Прокофьев – действующий художник по свету, руководитель службы художественного света театра, опытный наставник. Выпускники этой программы готовятся к работе в театрах и концертных организациях в качестве осветителей, техников, светооператоров, ассистентов художника по свету.
Квалифицированный осветитель одинаково хорошо разбирается в техническом устройстве, правилах эксплуатации светового оборудования, в особенностях создания и восприятия художественного света на сцене. Он должен обладать пространственным мышлением, творчески подходить к решению технических задач, знать устройство оборудования, стремиться к максимальному порядку в работе, уметь организовать работу команды. Все эти знания студенты получают в Академии танца Бориса Эйфмана.
Значительную часть обучения осветителей занимают специальные технические дисциплины – основы светотехники, электротехника, инженерная графика и др. Поэтому отдать предпочтение этой профессии должны те, кто интересуется физикой и информатикой, моделированием и конструированием. Однако осветитель – это также и творческая работа, поэтому непременным требованием к поступающим является их увлеченность искусством.
Первые шаги в профессии будущие светорежиссеры делают в лаборатории сценического света. В качестве одного из референсов при создании лаборатории было использовано учебное пространство Высшей школы изящных искусств в Марселе, у которой имеется многолетний опыт обучения театральных осветителей.
Теорию электротехники, светового и теплового излучения, электронную и микропроцессорную технику, внутреннее устройство световых приборов студенты-светорежиссеры изучают в кабинете основ электротехники. Там же они выполняют лабораторные работы, осваивают приемы профилактики и ремонта сценического оборудования. Оснащение кабинета включает в себя учебные стенды для изучения теории электрических цепей и свойств светового, ультрафиолетового и теплового излучения, профессиональные верстаки для монтажных работ, измерительные приборы, а также оборудование для паяльных работ.
Оборудование учебного кабинета и лаборатории Академии по своим возможностям даже превосходят некоторые театральные и концертные площадки. Для них закуплена самая современная аппаратура управления и световые приборы, установлены стенды для изучения теории электрических цепей и свойств светового, ультрафиолетового и теплового излучения, профессиональные верстаки для монтажных работ, измерительные приборы, оборудование для паяльных работ.
Профессия осветителя позволяет научиться творчески использовать технические знания, освоить яркий язык художественного света и постоянно узнавать о новом и интересном в сфере театральных технологий.
Образовательная программа: 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство» по виду «Художественно-гримерное оформление спектакля»
Трудоустройство по специальностям: художник-гример, постижер.
Куратор курса - Дария Федоровна Токмакова, художник по гриму.
Искусство грима связано со всеми элементами театрального действия: сценографией, светом, костюмами, режиссурой и актерским мастерством. Гример, изменяя внешность артиста, помогает передать идею спектакля или фильма, эпоху и атмосферу, характеры персонажей. Именно благодаря гримерам образы героев приобретают законченность.
Художник-гример – специальность творческая и необычная. Гример может придумать фантазийный образ или воспроизвести на артисте портретный грим реального человека. Мастера постижа изготавливают парики, шиньоны, локоны, бороды и усы из натуральных и искусственных волос, красят их, моют и завивают.
В своей работе гример должен учитывать многое: силуэт лица артиста, характерные национальные черты внешности, особенности костюма, освещения и др. Эта профессия требует широких знаний в самых разных областях: театр, кино, история искусств, психология, живопись и рисунок, парикмахерское дело, макияж и визаж.
Хороший гример обладает художественным вкусом, творческим подходом и образным мышлением, находчивостью и изобретательностью, сосредоточенностью и аккуратностью, терпеливостью и усидчивостью, отличной зрительной памятью, развитой мелкой моторикой рук.
Студенты Академии, обучающиеся по специальности «Театрально-декорационное искусство», на протяжении трех курсов осваивают дисциплины «Рисунок» и «Живопись». Преподавателем этих дисциплин в Академии является Елена Александровна Пономарева – художник-живописец, выпускница Академии художеств, автор нескольких персональных выставок, участница многих коллективных проектов.
Навыки рисунка, композиции и колористики, правил светотени, изображения человека являются крайне важными для специалистов любых театрально-художественных профессий – это необходимо для правильного понимания и точного воплощения эскизов художников-постановщиков. Поэтому рисунок и живопись изучаются в Академии по классической программе – от простых натюрмортов к сложным портретам.
В обучении гримеров большое внимание уделяется подготовке по художественным дисциплинам. Поэтому эта профессия больше подойдет тем, кто не только увлекается театром, но и интересуется изобразительным искусством, любит рисовать или что-то создавать своими руками.
Практические занятия студентов по образовательной программе «Художественно-гримерное оформление спектакля» проходят в лаборатории грима и прически и лаборатория постижа. Лаборатории постижа, грима и прически оборудованы парикмахерскими мойками, профессиональными фенами, сушуарами, для работы студетов есть парикмахерские головы, тресс-банки, карды, головные и бородные болваны, машинки для стрижки, инструменты для оформления прически.
Профессия гримера расширяет кругозор, развивает творческий потенциал, позволяет овладеть новым невербальным языком общения.
Образовательная программа: Театрально-декорационное искусство» –
по виду 53.02.09 «Художественно-костюмерное оформление спектакля». Куратор курса - Татьяна Константиновна Ногинова, театральный художник, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». |
Задача этой образовательной программы – подготовить квалифицированных специалистов, практические навыки которых будут включать в себя как создание, так и эксплуатацию театральных костюмов. Выпускники этой программы смогут работать в костюмерных и пошивочных цехах театров, быть ассистентами художника по костюмам.
Костюмы – это неотъемлемая часть любого спектакля, концерта, фильма или телепередачи. Костюм играет важнейшую роль в художественном образе сценического или экранного произведения. От специалистов по костюму зависят историческая достоверность внешнего вида и кроя костюма, удобство его ношения артистом и практичность ежедневной эксплуатации. Театральный специалист по костюму должен не только уметь хорошо кроить и шить, но и понимать законы восприятия костюма со сцены или экрана, знать историю костюма, театра и изобразительного искусства.
Один из преподавателей этого направления – Татьяна Васильевна Мерзлякова, являющаяся без преувеличения легендой мастерских Михайловского театра. А руководителем программы «Художественно-костюмерное оформление спектакля» является Татьяна Константиновна Ногинова – одна из наиболее известных и востребованных театральных художников по костюмам России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска».
В лаборатории театрального костюма студенты осваивают технологию, композицию и моделирование театрального костюма. Состав оборудования лаборатории подобран таким образом, чтобы научить студентов работать с самыми разными материалами и техникой – это промышленные прямострочные швейные машины, оверлоки, машина строчки зиг-заг, машина для трикотажа, распошивальная машина, бытовые швейные машины, оборудование влажно-тепловой обработки и комплект манекенов.
На первом курсе студенты постигают азы швейного дела, изучают принципиальные отличия театрального костюма от бытового, а также начинают готовить свои первые проекты по композиции костюма. В дальнейшем программа будет усложняться, и на выпускном четвертом курсе студенты представят свои квалификационные работы – полную технологическую разработку и изготовление сложного театрального костюма.
Обязательной частью обучения будущих костюмеров, как и гримеров, является освоение на протяжении трех курсов дисциплин «Рисунок» и «Живопись». Навыки рисунка, композиции и колористики, правил светотени, изображения человека являются крайне важными для специалистов любых театрально-художественных профессий – это необходимо для правильного понимания и точного воплощения эскизов художников-постановщиков. Поэтому рисунок и живопись изучаются по классической программе – от простых натюрмортов к сложным портретам. Преподавателем этих дисциплин в Академии является Елена Александровна Пономарева – художник-живописец, выпускница Академии художеств, автор нескольких персональных выставок, участница многих коллективных проектов.
С первого года обучения студенты начинают практиковаться в костюмерной Театра Академии, помогая в обслуживании выпускных концертов, а на старших курсах студенты отправятся на практику в театры Санкт-Петербурга.
Выпускники этой программы:
В обучении будущих костюмеров большое внимание уделяется их подготовке по художественным дисциплинам. Поэтому эта профессия больше подойдет тем, кто не только увлекается театром, но и интересуется изобразительным искусством, любит шить или что-то создавать своими руками.