Как проходит выездной просмотр

Архив новостей

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывал на просмотре талантливых детей, организованном Санкт-Петербургской Академией танца Бориса Эйфмана, в Минске 26 марта.

Просмотр предварительный. В составе комиссии всего два человека — заведующая отделением по профотбору Ирина Астапенкова и преподаватель спортивных дисциплин Инна Москалу. Специалисты оценивают природные данные детей и сообщают родителям, есть ли смысл «муштровать» ребенка и прицеливаться на профессиональный балет.

— Чтобы приехать на вступительные экзамены в академию, где собирается уже полный состав комиссии, мамам и папам нужно потратить время (не говоря уже о финансах) не только на дорогу, но и на предварительный сбор документов ребенка, медкомиссию в том числе, — объясняет И. Астапенкова. — Не всегда поездка увенчается успехом и ребенок будет зачислен. Поэтому мы устраиваем выездные просмотры «на местах».

Предварительный смотр разительно отличается от «конкурсов талантов». Никаких сложных танцевальных номеров, костюмов и других «спецэффектов». Мальчишки и девчонки в самых обычных спортивных купальниках, трико и шортах проходят в зал и выполняют несколько нехитрых упражнений. Шпагат — продольный на каждую ногу и поперечный, мостик, складка, плие, 8–10 прыжков в высоту. Все это помогает хореографу оценить гибкость, эластичность связок, подъем и выворотность стопы — одни из самых важных критериев для будущего артиста балета. У 6-летнего минчанина Дениса с суставами и связками все отлично. Шпагат, правда, подкачал. Мальчишка пыхтит, старается, но между растяжкой и полом все равно остается конкретный такой зазор. «Пролетел парнишка», — обменялись мы с фотографом мнением. И ошиблись.

 Если ребенок маленький, то отсутствие идеального шпагата допустимо, — поясняет И. Астапенкова.  Растянуть не проблема. А вот хороший подъем и выворотность должны быть от природы. И у мальчика с этим все хорошо. Попросим родителей, чтобы уделяли больше времени растяжке, и повторим просмотр через годик, возможно, дистанционно.

Ирина собирается уточнить также параметры родителей, рост в частности. В Академии танца Бориса Эйфмана с этим строго. Можно идеально подходить по всем характеристикам, но «пролететь» из-за маленького роста. Подобная ситуация у 12-летней Ани из Борисова.

 Данные у девочки прекрасные, — комментирует собеседница. — Я не могу понять, почему она в свои 12 еще не в профессиональном училище. А вот по росту она, к сожалению, нам может не подойти.
Ирина периодически выходит к родителям для «разъяснительных» бесед. С каждым говорит лично. Вежливо, но четко объясняет, кому из ребят можно и нужно нацеливаться на профессиональное балетное искусство, а кому стоит заниматься просто в свое удовольствие.

 Есть дети, которые созданы для профессии артиста балета, и для поступления им необходимо лишь немного потрудиться и развить природные данные, — отмечает она.  А есть те, кому это искусство в контексте будущей профессии и каждодневных нагрузок противопоказано — может привести к травматизму, а в некоторых случаях и к инвалидности. Каждый родитель должен понимать: на такие жертвы идти не стоит. Безусловно, встречаются те, кто открыто заявляет: «Будем ломать!» Подозреваю, что они пытаются не потенциал ребенка реализовать, а собственные несбывшиеся мечты и желания. Запретить им, условно говоря, поступать в хореографические училища мы не можем, остается только объяснять и увещевать.

В коридоре тем временем становится многолюдно и шумно. Всего зарегистрировались около 50 желающих. Но хватает и тех, кто зарегистрироваться не успел и пришел «по факту». Самые непоседливые участники разминаются прямо тут: кто прыжки в высоту репетирует, кто на шпагаты садится, кто в салки гоняет. 
Антон Беляев в беготне не участвует. Молодой человек скромно стоит в сторонке и о чем-то негромко беседует с мамой Светланой. Семья приехала из Москвы. Антону 11 лет, и он уже 4 года учится в детской школе искусств им. Дягилева. На минский смотр они с мамой собрались спонтанно.

 Накануне Антон выступал на одном из местных конкурсов, и руководители предложили пройти просмотр в Академию танца Бориса Эйфмана, — рассказывает Светлана Беляева.  Уникальная возможность оценить шансы и способности, учитывая, что сын планирует завершать обучение в школе искусств и поступать в училище. Долго не раздумывали, сели и приехали в Минск.

Беляевы остаются ждать своей очереди, а мы возвращаемся в аудиторию. Физкультурная часть для этой группы ребят уже закончена. Сейчас смотрят осанку и пропорции.

— Спинку держим ровно, — командует преподаватель спортивных дисциплин Инна Москалу.  В пояснице не прогибаемся, не для фото позируете.

Одной маленькой егозе на месте ну никак не стоится.

— Головой не крутим, смотрим прямо перед собой, — одергивает непоседу Инна.  Так, все сделали красивую длинную шею — плечи расслабили и опустили.

Преподаватель критически осматривает потенциальных новобранцев. Переглядывается с И. Астапенковой, которая периодически делает отметки в журнале. Заглядываем в заветный листик. Табель поделен на несколько колонок, в названии и шпагаты, и прыжки, и «лягушка». У гимнастов это упражнение на растяжку: лежишь на животе, а ноги складываешь на манер лягушачьих лапок. А в балете?

 Мы смотрим на выполнение этого упражнения несколько по-другому, нежели гимнасты, но сходство есть, — поясняет И. Астапенкова.  «Лягушка», или «бабочка», помогает оценить гибкость и эластичность тазобедренных суставов.

И. Москалу тем временем закончила оценку данных, благодарит ребят и просит позвать следующую группу. И. Астапенкова выходит к родителям. Снова время разъяснительных бесед.

 

29 March, 2019