Кинематограф «Ассамблея» А.Е. Медведева

Главный вход в здание Академии танца Бориса Эйфмана на улице Лизы Чайкиной привлекает внимание необычным сочетанием современного дизайна и неоклассических форм – фасад украшает входная ниша-экседра, стилизация  античного фриза с колоннами.

Такое архитектурное решение неслучайно – автор проекта Никита Явейн воссоздал фасад кинотеатра «Ассамблея», ранее стоявшего на месте Академии танца. История этого дореволюционного здания, располагавшегося по адресу Гулярная улица дом 2, оказывается тесно связанной с культурой и искусством.

Кинематограф «Ассамблея» был возведен в 1913 году на участке между Большим проспектом П.С. и Большой Пушкарской улицей, принадлежавшем потомственному почетному гражданину города, купцу А.Е.Медведеву.

Архитектором проекта выступил Федор Алексеевич Корзухин, потомственный художник, в те годы  инженер Комитета главного инженерного управления, архитектор-куратор Санкт-Петербургского Университета. Его отец, Алексей Иванович, был известным жанровым живописцем, академиком Императорской академии художеств, а также одним из учредителей и активных деятелей знаменитого Товарищества передвижников.

Ф.А.Корзухин до революции возводил в Петербурге жилые дома, общественные здания, преимущественно, в стиле модерн. Позже, в 1920-е годы он  был архитектором-куратором пригородных дворцов Ленинграда, занимался проектированием первых советских гидроэлектростанций. Во время Великой Отечественной войны, отказавшись от эвакуации из осажденного Ленинграда, Федор Алексеевич погиб в самую страшную, первую блокадную зиму, в январе 1942 г.

Кинотеатр «Ассамблея», построенный по проекту Корзухина, был двухэтажным, с двумя залами. Известный петербургский краевед Л.Ю.Сапрыкина пишет: «При входе посетители попадали в роскошное фойе с буфетом, сзади находился вместительный зрительный зал, с хорошо оборудованной сценой. На втором этаже был ещё один зал, но поменьше. В 1916 г. опять последовали переделки, в результате которых «Ассамблея» получила один, но большой зал на 309 человек».

После Октябрьской революции здание перешло в ведение Петроградского Пролеткульта, и поэтому площадку с 1918 года занимали последовательно Первый Петроградский театр, затем Театр «Ассамблея» при Политическом Отделе Петроградской Артиллерии Воздушной Обороны и наконец Пятый районный театр Петроградской стороны.

На сцене «Ассамблеи» устраивались концерты певцов и музыкантов, звучали мелодии классических оперетт, демонстрировались новинки кинематографа.

 Судя по сохранившимся афишам тех лет, на сцене выступали известные исполнители: знаменитые цыганские артисты – гитарист Н.Д. Дулькевич и певица Н.В. Дулькевич, солисты оперетты Е. В. Зброжек-Пашковская, Н. Н. Радошанский, в дивертисментах принимал участие К.Э. Гибшман, мастер конферанса.

В конце 1920-х начале 1930-х гг. в помещениях бывшей «Ассамблеи» работали детские кинотеатры: «Искры», «Горн».

С конца 1930-х годов в здании разместился рабочий клуб расположенной напротив фабрики «Светоч», которая производила школьные и письменные принадлежности. В помещении клуба проходили торжественные мероприятия, концерты художественной самодеятельности, выступали с концертами профессиональные артисты, для детей рабочих устраивались новогодние елки.

В 1969 году здание бывшего кинотеатра «Ассамблея» было реконструировано под репетиционную базу Ленинградского Мюзик-холла. Первоначальная планировка здания  полностью изменилась. В ходе капитального ремонта были заменены основные конструкции здания: опоры и фундаменты, была разобрана галерея, построенная по авторскому проекту архитектора Ф.А. Корзухина. После реконструкции в неизменном виде остался лишь фасад.

С 1989 в здании на улице Лизы Чайкиной расположилась репетиционная база Театра балета Бориса Эйфмана. В этих стенах прошли самые плодотворные годы творческого пути труппы – именно здесь созданы спектакли, вошедшие в «золотой фонд» репертуара театра: «Чайковский» (1993), «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994), «Карамазовы» (1995), «Красная Жизель» (1997), «Русский Гамлет» (1999), «Анна Каренина» (2005), «Онегин» (2009).

По составленной нами краткой ретроспективе видно, что на протяжении всего своего существования здание на бывшей Гулярной улице  было центром культурной жизни, местом пересечения различных видов искусств – театрального и музыкального, хореографии и кинематографа. В ходе минувшего столетия здесь в залах шумели зрители, звучал детский смех. На рубеже веков помещения старинной «Ассамблеи» стали местом рождения современного российского балета. А ныне дух творчества ощущается в здешней атмосфере с особой силой.

В мае 2009 года Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга вынес решение о непризнании архитектурной ценности здания бывшего кинематографа «Ассамблея» А.Е. Медведева. Правительством города было принято решение о сооружении на этом месте Академии танца Бориса Эйфмана, и уже в мае 2011 года Б.Я.Эйфман лично принял участие в закладке первого камня в основание будущей хореографической школы.